Специальные отраслевые испытания полимерных материалов на пожароопасность в современном самолетостроении

Специальные отраслевые испытания полимерных материалов на пожароопасность в современном самолетостроении

Анализ статистических данных показывает, что пожар занимает четвертое место среди причин гибели пассажиров. Возгорания самолетов происходят, как правило, не только в следствие серьезных инцидентов, но и мелких нарушений техники безопасности. Для обеспечения сохранности жизни людей и минимизации материального и экологического ущербов необходимо нормирование допустимых характеристик пожарной безопасности  используемых материалов и типовых элементов конструкций из них.

В настоящее время в сфере самолетостроения и авиационной техники происходит увеличение использования полимеров в конечной продукции. При контакте полимерных материалов с открытым пламенем возникает реакция экзотермического окисления, а также выделяются токсичные продукты горения.

Требования к материалам, используемым в авиастроении привели к появлению множества методов оценки пожарной безопасности материалов. Необходимо учитывать, что при совпадении терминов для авиационной отрасли методов испытаний, используемое оборудование, контролируемые параметры отличаются от методов, применяемых при испытании материалов в строительной отрасли.

Сфера самолетостроения  предъявляет повышенные требования к безопасности применяемых материалов, а именно горючести и дымовыделению. В связи с этим, производителям необходимо проводить испытания на горение для контроля качества готовой продукции. При этом, все испытания, контролируемые параметры, допустимые значения и оборудование строго регламентированы и стандартизированы. Важно, чтобы результаты испытаний соответствовали российским и международным стандартам.

Компанией Noselab ATS было разработано и реализовано множество приборов, которые описывают методики анализа параметров огнестойкости различных материалов. Все они соответствуют российским ГОСТам, а также международным отраслевым стандартам (ISO, ASTM, UL, Airbus AITM, Boeing BSS, и др.).

Согласно стандартам необходимо проведение испытаний на определение стойкости к открытому пламени материалов; скорость горения материалов; определение времени продолжительности горения и тления после окончания действия пламени. Эти испытания проводят для тканей защитной одежды и пластиков для интерьеров самолетов. Для этих целей проводятся испытания  в камерах горения образцов в горизонтальном, вертикальном положениях и под углами 45° и 60°.

Например, для тестирования электротехнических изделий, их частей и компонентов, а также электроизоляционных материалов применяется прибор для определения воспламеняемости раскаленной проволокой. Прибор позволяет моделировать условия перегрева электрических компонентов или деталей изоляции, изготовленных из термопластов,  при возможной перегрузке по току проводника или другого электропроводящего компонента.

Также, важным является определение минимального количества кислорода, необходимого для горения образца при исследовании материалов, используемых в кабельной оболочке, в элементах интерьера салона, сидениях, декоративных панелях и других полимерных и композиционных материалах. Эту задачу позволяет решать прибор для определения кислородного индекса (КИ). 

Еще одной особенностью пожарной безопасности в самолетостроении является определение времени задымления. Для этого необходимо знать удельную оптическую плотность дыма, создаваемого различными материалами за определенное время. Для этой цели была создана специальная камера, которая внутри себя удерживает дым, произведенный образцом, нагреваемым тепловым излучением задаваемой мощности. А фотометрическая система определяет оптическую плотность. Данные об испытании фиксируются на персональном компьютере для удобства их обработки и создания отчета об испытании. 

Большинство лабораторий, проводящих испытания на пожароопасность, используют конический калориметр как в качестве универсального источника данных о свойствах материалов, так и в качестве источника входных данных для моделей, используемых для прогнозирования поведения готовой продукции при пожаре. Конический калориметр получил широкое признание во всем мире. Внедрение этого аппарата особенно важно в лабораториях, которые имеют дело с крупными международными компаниями, все испытания для которых требуют проведения исследований высокоточными приборами

Функции конического калориметра: скорость тепловыделения, реальная теплота сгорания, скорость потери массы, время выделения энергии, плотность паров, отбор сажи, выделение газов, время горения и другие параметры, связанные со сгоранием.

Исследования развития пожара, требования к материалам и конструкций в самолетостроении повышают безопасность пассажиров и экипажа в случае летного происшествия. При внедрении новых и инновационных материалов в самолетостроении необходимо уделять внимание не только исследованиям их функциональным и механическим свойствам, но и комплексно изучать их с точки зрения пожарной безопасности. 

В России Noselab ATS эксклюзивно представляет компания Сайнтифик (г. Санкт-Петербург www.sntf.ru тел. 8-800-550-76-90). Инженеры компании помогут подобрать оборудование для решения ваших задач.